В Москве торжественно завершился первый международный фестиваль русской драмы «Смотрины». Одновременно в столице проходит еще один театральный смотр — фестиваль нового европейского театра NET. Культурный обозреватель «Вестей FM» Григорий Заславский изучил программу двух форумов и задумался о трудностях и проблемах современного театра.
В Москве торжественно объявили о радостных итогах первого международного фестиваля русской драмы «Смотрины», закрывали его в Театре сатиры, куда по такому случаю приехали и министр культуры Владимир Мединский, и председатель Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин, и писатель Юрий Поляков — афишу первого фестиваля русской драмы «Смотрины» целиком посвятили его драматургии, представив 3 версии одной и той же пьесы Полякова «Одноклассники», в четырех разных видах можно было увидеть пьесу Полякова «Как боги» и три «Хомо Эректуса», один — даже на венгерском языке, ну а третья реинкарнация этой пьесы как раз закрывала фестиваль в Театре сатиры.
Любопытно, что в эти же самые дни в Москве проходит очередной фестиваль NET — то есть нового европейского театра. Интересно сравнить две афиши: там — сплошной Поляков, тут — и новый спектакль Бориса Юхананова, который справедливо может быть отнесен к передовым тенденциям европейского театра, и премьера Студии Дмитрия Брусникина — «Сван», это спектакль по пьесе известного нашего поэта Андрея Родионова, и «Гамлет» из Хорватии, и «Земля» — совместный труд деятелей театра из Бельгии и Германии. Много всего.
Фестиваль традиционно воспринимается как нечто экспериментальное и даже радикально-экспериментальное, а поскольку политика культурная у нас на дворе другая, то им резко обрубили бюджетную дотацию, сократив в этом году до 4 миллионов. А фестивалю «Смотрины», целиком посвященному творчеству Полякова, дали больше — это не тайна, на него было выделено 3 миллиона рублей. Но в одной корзине — много самых разных театральных предложений, в другой — странный фестиваль одного драматурга, и это притом, что в России до сих пор нет регулярного фестиваля Островского, в авторитете и таланте которого вроде бы ни у кого сомнений нет. Фестиваль Александра Володина, который проводится уже много лет в Петербурге, ну и Володин — из тех, кем вправе гордиться русский театр, спектакли и фильмы по его пьесам — это целая эпоха, и сегодня их ставят по всей России часто и много. В последние годы новую волну интереса переживает драматургия Леонида Зорина — ему 90 лет, живой классик, но его пьесы тоже не удостоились никаких смотрин.
А вот Полякову — повезло. Ну, повезло и повезло, зачем завидовать? Радоваться надо и ждать, когда повезет кому-то другому, может, это — новая такая политика, и теперь каждый год в Москве будет проходить фестиваль по пьесам того или другого живого автора?
Ну, хорошо, если так. Просто вот министр культуры, закрывая нынешние «Смотрины», заметил, что «современная пьеса не так часто обретает сцену в наших театрах. Министерство культуры действительно почему-то раньше не уделяло внимания подобного рода постановкам, традиционно уделялось больше внимания театральным экспериментам, что, безусловно, тоже имеет право на жизнь, но хочется более взвешенной политики». Взвешенности хочется! Но только раньше, когда была поддержана замечательная пьеса «Душа подушки» про мальчика, который ищет друзей, эту пьесу чуть ли не прокляли, хотя ничего дурного эксперты в ней не нашли, а настоящая русская драматургия, как теперь выясняется, это — «Хомо эректус» Юрия Полякова, само название которой говорит за себя. Вряд ли это имел в виду министр, когда горевал, что очень не хватает нашим театрам современных пьес о нашей действительности.
18 Ноября, 2015 г. «Радио «Вести»
Поделиться