Что у Полякова в «Чемоданчике»

В московском Театре сатиры подвели итоги первого фестиваля «Смотрины», в котором приняли участие спектакли, поставленные по пьесам прозаика и драматурга Юрия Полякова. Завершился фестиваль 286-м представлением комедии этого автора «Хомо эректус», которая, судя по этой цифре, идет на сцене уже который сезон, не поддающийся счету. Этот спектакль поставили в Волгоградском новом экспериментальном театре (НЭТ) и даже в Венгерском городском театре Кечкемета. Пользуются спросом и такая пьеса Полякова, как «Одноклассники», поставленная Южно-Казахстанским русским театром драмы, Нижегородским театром драмы имени М. Горького, МДТ «Модернъ», Центральным академическим театром Российской армии, Народным молодежным театром-студией «Крылья». «Работу над ошибками» знают зрители Самары, «Соврешь – умрешь» смотрят в городе Кирове, трагикомедию «Как боги» – и в Москве, и в Пензе, и в Белгороде, «Женщины без границ» идут на сцене Драматического театра Балтийского флота в Санкт-Петербурге, комедия «Халам-Бунду, или Заложники любви» – Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова. География постановок драматургии Полякова обширна – прямо как у Чехова.

 

«Смотрины» – это фестиваль современной русской драмы, организованный при поддержке Министерства культуры РФ и департамента культуры города Москвы. «Зритель соскучился по драматургии о современной жизни – той, которой он сегодня живет, – отметил Поляков. – Поскольку спектакли по моим пьесам идут от Владикавказа до Владивостока, то решили проверить на мне, используя меня как таран, и я думаю, что фестиваль получился, начало положено».

Министр культуры Владимир Мединский, появившийся в Театре сатиры по случаю закрытия первых «Смотрин», признал, что «первый блин оказался совсем не комом» и тоже посокрушался, что в наших театрах дефицит драматургии на современные темы и что раньше его культурное ведомство поддерживало главным образом экспериментаторство на сцене, а также пообещал, что фестиваль будет развиваться дальше и в следующем году уже станет многоликим, потому что будут представлены спектакли по пьесам других авторов. Тем более что в министерстве с этого года увеличилось количество грантов для молодых авторов, пишущих о современной жизни, а кроме того министерство будет поддерживать театры, берущиеся за актуальные постановки.

Худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт рассказал, как, организовав конкурс сатирических пьес весной этого года, был весьма разочарован его результатом, отобрав из множества текстов всего лишь один, действительно отвечающий задаче осмеяния еще встречающихся недостатков в нашей прекрасной стране. «Раньше сатира держалась на аллегории, подтексте, фиге в кармане. Сегодня фигу из кармана вытащили, но ни новых гориных, ни гоголей, ни салтыковых-щедриных нет», – грустно заметил Александр Анатольевич.

Не поскупился на похвалы в адрес фестивального первопроходца единственный российский сатирик Михаил Задорнов: «Я посмотрел все спектакли по пьесам Юрия Полякова – у меня после них улучшается настроение. Это великолепная драматургия – в них есть то слово, которое может придумать настоящий, талантливый литератор, его тексты остроумны. Многие люди живут сегодня кривдой, а не правдой, политики поменяли плюс на минус, а Поляков вернул эти знаки на свои места, и после него в театральной жизни началось оживление и возвращение к советской драматургии».

Кроме министра Мединского, в Театр сатиры пришел еще один высокий гость – председатель комитета по культуре Госдумы режиссер Станислав Говорухин, поставивший спектакль «Контрольный выстрел» во МХАТе имени М. Горького. Если вспомнить, это не первая совместная работа Говорухина с Поляковым: в конце 90-х в соавторстве с ним он написал сценарий фильма «Ворошиловский стрелок». Тем не менее Станислав Сергеевич признался, что не читал его драматургических произведений, однако хорошо знает Юрия Полякова как писателя и публициста. «К счастью, он не модный и поэтому все время обрастает новыми читателями», – сказал депутат. Одним словом, не было ни одного человека, хотя бы на секунду усомнившегося в совершенстве драматурга.

А между тем 4 декабря в Театре сатиры состоится премьера спектакля, поставленного Александром Ширвиндтом по пьесе Юрия Полякова «Чемоданчик», специально написанной для этого театра. В комедии речь идет об украденном ядерном чемоданчике, что и стало завязкой к событиям, происходящим в малогабаритной столичной квартире, где волею случая сошлись люди разных социальных слоев – от колхозника и режиссера-неудачника до действующего президента страны.

23 ноября 2015, 11:40, Антонина Крюкова http://tribuna.ru/news/2015/11/23/74700/

К сожалению, публикация на родительском сайте недоступна

Поделиться